+7 (8443) 55-55-88

Проверка генератора осциллографом

Большинство людей привыкли проверять работу генератора простым мультиметром, и судить о его работоспособности по показанием напряжения вольтметра - но на деле не всё так просто!

Для корректной оценки состояния лучше всего подойдет осциллограф…

В автомобиле устанавливается два источника электроэнергии - аккумулятор и генератор. Они дополняют друг друга и могут долго работать только в том случае, если оба находятся в нормальном состоянии. Аккумулятор служит для того, чтобы питать электрооборудование автомобиля в тот момент, когда двигатель еще не запущен. С того момента, как двигатель запустился, напряжение в бортовой сети автомобиля увеличивается с 12,5 до 14 вольт, а аккумулятор начинает потреблять ток и восстанавливать свой заряд.

Если посмотреть осциллограмму напряжения в бортовой сети при работающем двигателе, то она будет почти идеально ровная без каких-либо значительных пульсации, но если снять клемму с аккумулятора - то сразу же появится множество помех. Напряжение генератора не изменится, но появляются пульсации, пики которых превышают 20 вольт.

Осциллограмма напряжения при снятии клеммы с аккумулятора.
Осциллограмма напряжения при снятии клеммы с аккумулятора.

Так как, сам генератор содержит 3х фазную обмотку и 6 диодов, которые выпрямляют переменку, то при отсутствии конденсатора на выходе выпрямительного моста, что встречается довольно часто, пульсации неизбежны при любом напряжении и силе тока, и они могут достигать значительной величины, дополнительно к ним примешиваются импульсы, которые возникают из-за работы системы зажигания, а аккумулятор как раз и является гасителем этих колебаний и пульсаций, ну и естественно накопителем энергии.

ЭБУ двигателя — это прецизионный потребитель энергии, и в большинстве случаев, в нем есть свои стабилизаторы тока и напряжения, а вот выходные ключи как раз и не имеют своих стабилизаторов, для них эту роль выполняет аккумулятор.

Поэтому следует помнить, что для большинства современных автомобилей, отключение аккумулятора на работающем двигателе может быть смертельно для ЭБУ (мозгов) или генератора - делать этого лучше не стоит!

Правильно и безопасно (для автомобиля), без демонтажа и установки генератора на стенде, вы можете снять осциллограмму подключившись крокодилом на (+) аккумулятора, а щупом на клемму генератора.

Норм рабочий генератор
Норм рабочий генератор

В этом случае будете сниматься сигнал с провода, идущего от генератора к аккумулятору, и он будет служить в качестве шунта. Не забывайте, что в этом случае корпус осциллографа будет находится под напряжением относительно корпуса автомобиля, поэтому никаких других проводов и щупов!!!

Вначале необходимо обязательно убедиться в сопротивлении электроцепи: болт генератора (именно болт, а не гайка или клемма провода) — клемма АКБ (не клемник, а именно клемма АКБ). Сопротивление в этом случае должно равняться 0.00 Ом, а не 0.хх, только тогда есть смысл делать измерения. Если же сопротивление этого участка больше 0.00 Ом, это может является причиной хронического недозаряда АКБ и только после устранения излишнего сопротивления есть смысл снимать осциллограмму. При снятии осциллограмм стоит включать максимальную нагрузку, фары, обогрев заднего стекла, вентилятор отопителя, чем больше включите потребителей, тем больше будет амплитуда сигнала.

Проверка генератора осциллографом, изображение №3

I – генератор исправен; II – вентиль пробит; III – обрыв в цепи вентиля

*Дополнительные всплески и нестабильности на осциллограмме, может давать щёточный узел генератора при его значительном износе. Специалисты рекомендуют осматривать его раз в 45-55 тысяч километров пробега. Если длина любой из щёток будет менее 0,5 сантиметра, менять щётки нужно однозначно.