+7 (8443) 55-55-88

Почему маловязкие масла лучше?



Какие масла можно назвать маловязким

Большинство автолюбителей привыкли пользоваться классификацией вязкости масла по SAE. Она простая, любой автовладелец без труда подберёт продукт с её помощью.

Все масла можно разделить на две группы:

  • полновязкие — имеют HTHS 3,5 мПа/с и выше;
  • маловязкие — HTHS в диапазоне от 1,7 до 3,5 мПа/с.

Полновязкие и маловязкие масла можно отличить по маркировке стандартов SAE. Так, продукты с индексами 0W-16, 0W-20, 0W-30 относятся к маловязким, а условные 5W-40 или 5W-50 — к полновязким. Масла 5W-30 занимают пограничное положение и у разных производителей могут быть либо маловязкими, либо полновязкими.

Каким может быть идеальное моторное масло

Во-первых, оно должно максимально минимизировать трение между деталями, причем, целостность и толщина масляной пленки должна сохранятся в самом широком диапазоне температур и при высокой скорости сдвига на больших оборотах двигателя.

Во-вторых, избежать «сухих» пусков не получится. Но можно сократить нагрузку на детали двигателя, в том числе при запуске мотора в морозы. Это значит, что в идеальном варианте масло должно максимально быстро поступать к трущимся деталям. Это обеспечивается хорошими низкотемпературными свойствами класса 0W.

В-третьих, маслу необходимо активно участвовать экономии топлива — то есть, снижать потери на трение в цилиндрах и подшипниках коленвала, а также на прокачку по масляным каналам, что положительно скажется на КПД двигателя.

В-четвертых, моторное масло должно «дружить» с различными катализаторами и сажевыми фильтрами, применяемыми в современных бензиновых и дизельных двигателях. А еще обладать низкой летучестью и не расходоваться на угар… Но, конечно же, главная задача моторного масла — максимально защитить детали двигателя от износа.

Что даёт пониженная вязкость масла

Если полновязкие масла лучше защищают двигатель, зачем тогда создали альтернативу? На это есть несколько причин.

Во-первых, вступили в силу новые экологические требования стран Евросоюза и Японии. Они жёстко регламентируют уровень вредных выбросов в атмосферу: борьба идёт за сокращение каждой доли процента. К автотранспорту как к одному из главных загрязнителей воздуха стали предъявлять строгие требования. Поэтому, чтобы максимально сократить содержание вредных веществ в выхлопных газах, были созданы новые двигатели, которые работают на маловязких маслах.

Во-вторых, использование маловязких масел позволяет экономить топливо. Низкая вязкость моторного масла обеспечивает меньшее сопротивление деталей двигателя и лучший теплоотвод. С учётом этих факторов КПД повышается и экономия топлива при использовании маловязких масел растёт.

Экономия топлива по разным данным составляет от 3 до 5%. Впрочем, этот показатель во многом зависит от манеры вождения. Ещё отмечается небольшое увеличение мощности («приёмистости») двигателя, поскольку снижается расход энергии на трение.

Например, моторное масло с вязкостью 0W-20 даёт 1,5–5% экономии топлива по сравнению с маслами вязкостей 5W-30 и 5W-40.

В-третьих, уменьшается износ двигателя. Сейчас производители разрабатывают двигатели с большей поверхностью подшипников, которая снижает удельную нагрузку на механизмы. Несущая поверхность двигателей гладкая и не такая пористая, зазоры между деталями стали меньше. Высоковязкие моторные масла не могут попасть в эти узкие зазоры. Маловязкое масло способно быстрее поступать во все участки двигателя, хорошо защищая трущиеся поверхности от износа. Это снижает потери на трение и повышает энергосбережение.

В результате уменьшается расход топлива и увеличивается эффективность двигателя.

Скептики утверждают, что применение маловязкого масла не всегда оправдано. Экономия топлива слишком мала, а сокращение вредных выбросов не компенсирует затраты — малообъёмные современные ДВС имеют меньший ресурс в сравнении моторами больших объёмов (хоть и с меньшим КПД).

Но это извечный спор о том, что раньше было лучше. Старые моторы потребляют больше топлива и масла, больше «коптят», менее требовательны к качеству смазочных материалов. Они «проверены годами» и надёжны. Но, например, в сравнении с современными двигателями одинаковых объёмов старые ДВС выдают меньшую мощность.

Век больших двигателей уходит в силу экономических причин: ту самую неприхотливость и надёжность «съест» большой расход топлива или двигатель вовсе не пройдёт по нормам Евро.

В каких случаях необходимо применять маловязкие масла

Для ощутимой экономии топлива маловязкие масла следует применять в двигателях которые соответствуют экологическому классу не ниже Euro-4.

Кроме того, маловязкие масла автопроизводители рекомендуют для новых автомобилей с малым объёмом ДВС. Чаще всего это двигатели от 1,0 до 2,0 литра с наддувом и без, которые отличаются низким весом и компактностью.

В каких случаях маловязкое масло не подойдёт

Концепция энергосберегающего масла — защищать двигатель, сберегая при этом топливо. Но для конструктивно старых моторов, у которых допускаются более широкие зазоры между деталями, нужны масла с большей вязкостью. Именно они создадут оптимальный масляный клин в подшипниках коленчатого вала и разделят поршень с гильзой.

Маловязкие масла в таком двигателе не смогут создать достаточную плёнку между трущимися парами, что в свою очередь приведёт к задирам в цилиндрах и капремонту или замене ДВС.

Если ваш автомобиль выпущен раньше 2000 года или имеет экологический класс ниже Евро-3, об маловязких продуктах лучше забыть.

Ещё смазывающие качества энергосберегающего масла напрямую зависят от качества топлива. Если оно не очень хорошее, то загрязнения, мусор, примеси и низкокачественные присадки негативно отразятся на износостойкости поршней и шатунов.

В заключении небольшое резюме

Конструкции современных двигателей, рассчитанных на маловязкие масла, могут обеспечить эффективную работу мотора в любых температурных режимах, с сохранением, а порой и превышением заложенного ресурса.